Бурить, но не проиграть

Поставки промышленного
оборудования
по всей России



Заметили ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter!
 

Бурить, но не проиграть

07.12.2011 10:58
В России с января будущего года  повышаются пошлины на ввоз импортного бурового оборудования. Комиссия Таможенного союза приняла такое решение в середине августа с целью защиты отечественного производителя.  Размер новых пошлин составит 10% от стоимости оборудования, но не менее чем 2,5 евро с  каждого  килограмма.

Виталий Крюков, аналитик ИФД "КапиталЪ",  считает, что решение о повышении пошлин на импортные буровые установки  пролоббировали российские компании, которых не устраивала растущая конкуренция со стороны зарубежных производителей. Ведь далеко не секрет, что тяжелое машиностроение является одной из основных отраслей нашей промышленности.

Результат не всегда оправдывает ожидания, и этот случай не исключение, практическая польза от повышения пошлин будет не так уж и выгодна государству. Уменьшение конкуренции даст возможность конкретным владельцам производителей бурового оборудования монополизировать рынок в своих интересах. Естественно, это повлечет за собой неизбежное увеличение стоимости буровых работ и  негативно скажется на всей нефтяной отрасли, в конечном итоге будут затронуты интересы государства, которое недополучит миллиарды рублей доходов в бюджет.

Спрос на обновление оборудования в России велик, парк буровых установок изношен. "Кризисы сказались на рынке бурения, - отмечает аналитик по рынкам нефти и газа ИК "Тройка диалог" Валерий Нестеров. Нефтяникам крайне необходимо высокотехнологичное оборудование, которое позволило бы  вести разработку сложных, удаленных месторождений в местах, где промышленная и транспортная инфраструктура отсутствует, таких как Восточная Сибирь, Ямал и другие.

Рост рынка высокотехнологичных буровых установок работники нефтегазовой отрасли оценивают в 5-10% в год, но под большим вопросом остается тот факт, насколько именно отечественные производители смогут удовлетворить потребность в оборудовании.

Валерий Нестеров отмечает, что "В советские времена наше оборудование, в общем, было на хорошем уровне", пусть даже и зарубежные аналоги были более качественными. СССР по объемам бурения был одним из мировых лидеров.  Такие заводы, как ООО "Волгоградский завод буровой техники" и "Уралмаш-буровое оборудование" -  бывшие лидеры советской индустрии до сих пор остаются основными производителями бурового оборудования в стране. Их доля превышает 60 процентов внутреннего рынка. Введение пошлин не даст рынку стимулов для дальнейшего развития.

По словам Нестерова открытие границ в 90-е годы и падение добычи нефти привели к существенному технологическому отставанию российского нефтяного машиностроения от зарубежных конкурентов. Не секрет, что доходы российского бюджета, напрямую зависят от добычи нефти, поэтому важно максимально эффективно обеспечить добычу уже имеющихся месторождений. Отечественная промышленность не выпускает качественных буровых установок и  значительно проигрывает западным аналогам по эффективности и надежности. На сегодняшний день лучшее соотношение "цена-качество" на российском рынке  имеют буровые установки китайских производителей.  Наше аналогичное оборудование стоит примерно на 30-40% дороже, а комплектующие к нему производятся за рубежом.

По словам Валерия Нестерова ситуация схожа с историей АВТОВАЗа. Если импортное буровое оборудование будет очень дорого, то у нефтяников не останется другого выбора, как покупать отечественные установки, но это опять же приведет к тому, что зарубежные конкуренты выдут вперед по ряду экономических показателей, по себестоимости добычи нефти, в том числе. К тому же  цена отечественного оборудования так же неизбежно вырастет, так как оно на 50% состоит из привозных комплектующих.

В отличие от АВТОВАЗа, компании-производители бурового оборудования принадлежат частным владельцам, по сообщениям СМИ, "Уралмаш-буровое оборудование" в 2010 году купила инвестиционная группа United Capital Partners.

Российская практика стабильно показывает один и тот же результат - повышение пошлин ведет к заметному росту цен на отечественную продукцию, но качество ее остается на прежнем уровне, производитель получает дополнительную прибыль, а стимула работать лучше у него как не было, так и не появляется.

"Введение пошлин негативно скажется на всем рынке: нет никакой уверенности, что наше машиностроение сможет подтянуться до западного уровня", - заключает аналитик ИФД Виталий Крюков.

Аналитики сошлись во мнении, что для отрасли выгоднее по-прежнему работать на импортном оборудовании. Оно более надежное и эффект от его использования значительно выше. Но это приведет к повышению стоимости самого бурения и сокращению добычи нефти. Аналитики рынка уже подсчитали, что из-за введения новых пошлин на буровое оборудование поступления в казну окажутся минимум в 4 раза меньше доходов, которые можно было бы получить, добывая нефть в прежнем объеме.

Поддержка отечественного производства, естественно, является приоритетом государственной политики, но введение пошлин далеко не самая эффективная мера. На практике  фактически происходит финансирование одной отрасли экономики за счет другой, при этом снижаются доходы бюджета.

Стоит заметить, что еще на начальном этапе обсуждения введения пошлин минэнерго предлагало эффективную меру для поддержки отечественных производителей путем введения прямых субсидий на приобретение отечественных буровых установок. Но сами производители предпочли другой вариант, не учитывая  последствий для экономики и бюджета родной страны. Поэтому все это можно выразить одной известной фразой получилось все «как всегда!»


Наша продукция: краны 30ч6бр, задвижки 30с41нж  (продажи в Челябинске, Екатеринбурге, Перми, Салехарде, Кургане, Ханты-Мансийске, Тюмени)